Публикации

Исповедь защитника протестантизма. (О том, почему он не с Церковью Христа).

Слова священномученика Иллариона Троицкого о том, почему многим трудно быть частью Церкви.
Очень назидательный диалог получился с человеком, защищающим протестантизм. Сам он дважды уклонился от ответа на вопрос, кем является по вероисповеданию, но на странице в «вк» у него написано в мировоззрении «гностическое христианство» (видимо, такая вера, что и исповедывать её стыдно). Диалог интересен тем, что данный апологет протестантизма раскрыл духовные причины пребывания множества людей в протестантских организациях. И эти причины как раз и способствуют тому, что протестанты как бы в упор не замечая неудобного библейского учения о Церкви, переводят тему полемики в иное русло… 

Сергей Бунин (далее – неправосл.): Каждый человек верит по-своему. Нет и двух людей с одинаковой верой. И среди православных. Протестантизм возвращается к ситуации раннего христианства, когда был плюрализм мнений.
Антон Дулевич (далее –правосл.): Святой Дух дал Церкви единую веру, а многим по гордости нравится своё, удобное - вот и все и истоки плюрализма. 
Неправосл.: в библейской литературе вера - это доверие Богу, а не формальное признание "Символа веры" и последующей догматики. При этом каждый все равно понимает догматику по-своему. А вообще такая подмена доверия Богу формальной догматикой кажется похожей на фарисейство. 
Правосл.: в библейской литературе Церковь называется столпом и утверждением истины. И самый простой простец это примет сердцем и будет верить тому, чему всегда учила Церковь. Раз вера - это доверие Богу, что же тогда протестанты не доверяют Христу, обещавшему, что Его Церковь неодолима вратами ада и хранит истину? Где же вера протестантов? 

Неправосл.: столп не равен истине. Доверие Богу, это про то, что если жить по заповедям, то в итоге все будет хорошо. Это не про организации, которые могут формально сохранять название, а жить уже совершенно притворно 
Правосл.: 1. "столп не равен истине". Это всё равно, что сказать, что пророк Иоанн Креститель не равен истине, поэтому, можно его не слушать. 2. Протестантизму наплевать на заповедь Христа, о которой Сам Господь и молился. На заповедь о единстве. Весь протестантизм - это противление Христовой заповеди о единстве. 

Неправосл.: конечно не равен. Если равен, то это идолопоклонство. Протестантизму не наплевать на истину, он ее ищет, и в этом поиске естественно может расходится в понимании. Потому что нет двух людей думающих одинаково. Это тоталитарная утопия - заставить все думать одинаково. Для Православия истина оно само. Тут уже не до истины вообще. 
Правосл.: да, Вы сейчас от лица протестантов просто и признали, что не верите в то, что Церковь - столп и утверждение истины. Для Вас это пустые слова, которые ни к чему не обязывают. Библейское учение о Церкви неудобно. 
Да, можете назвать это "тоталитаризмом" - одна вера, одно Крещение. Спасительный тоталитаризм Святого Духа. Он не для гордецов, которые хотят жить своим мнением, а для грешников, которые ощущая себя рабами Божиими, готовы смириться и отказаться от своих "я" 

Неправосл.: может поймете потом, что таким тоталиризмом и отказом от "я" церковь корежит психику и жизни людей. Как это далеко от Евангелие и слов "Где Дух Господень, там свобода" 
Правосл.: поэтому и существует протестантизм, в котором можно полноценно удовлетворить своё "я". / Христос неотделим от Своего Тела. Кто не желает жить в Теле Христа и слушать Его Тело (Церковь), тот показывает свое истинное отношение ко Христу. / Где Дух Господень, там свобода и свобода прежде всего от своего "я". А Дух Господень - в Церкви Христовой./ 
P.S. поженился, в любви признался, но, зачем быть верным своей жене? Это давит на психику и ограничивает свободу... 

Неправосл.: отказ от я - это предательство своего я, образа Бога. Не любишь, женись, рожай много детей, подрывай здоровье, иди в монастырь, все ради церкви. Церковь не буквально тело Христа. Если вы понимаете буквально, то где у церкви чл..., то это идолопоклонство - обожествление земной организации со своими властями и подчиненными. А Христос говорил совсем другое, да не будет у вас так как у язычников с их правителями 
Правосл.: отказ от своего "я" - это отказ от своего мудрования, от своеволия. Понимаю, что протестантам легче жить по своей воле и по своим мыслям. Вы сейчас прям хорошо показали то, что протестантизм - это место удовлетворения своих страстей. 

Неправосл.: смотря что вы понимаете под страстями. Я например думаю, что ваша страсть - унижать более свободных и мыслящих людей, и церковь эту страсть даже поощряет. 
Правосл.: своеволие и своеумие 

Неправосл.: это слишком обще. В жизни нужно на каждом шагу пользоваться своим умом и волей. Для верующих, конечно, естественно, сверяться с Евангелием, но добровольно становится под власть "владык" - увольте, это средневековая тактика выживания, которая сейчас уже не актуальна. Вредно для здоровья. 
Правосл.: дивное у Вас исповедание. Вы озвучили то, о чем боятся сказать вслух многие протестанты. 
И говоря о послушании Церкви я имел ввиду контекст послушания учению Церкви. Но для Вас Церковь - это не Тело Христа, а человеческая организация, поэтому, она у Вас в первую очередь ассоциируется с людьми, а не со Христом. Но, даже если брать во внимание послушание епископам - то это богоустановленный принцип. Это и делали все христиане, находясь в послушании у апостолов и у поставленных ими епископов. И это Бог установил для того, чтобы люди научились доверять Богу в смирении перед теми, кого Он поставил выше. Но гордыня никогда не позволит смириться, поэтому и появился протестантизм, где каждый протестант сам себе "владыка". Гордым Бог противится. 

Правосл.: благодарю Вас за диалог. Очень назидально с точки зрения мотивов пребывания людей в протестантизме. Выложу нашу небольшую беседу. 
Неправосл.: только я к протестантизму не имею никакого отношения 
Неправосл.: да, но вы понимаете, что власть может развратить даже епископа, который потом поставит нужных ему людей, жадных до денег, не говорю уже про другое. Вы обязаны быть у них в послушании. 

Правосл.: кто же Вы по исповеданию? 
Неправосл.: это может быть истолковано вами превратно и неверно. Потому что у нас расхождения в понимании базовых понятий. 
Правосл.: кто Вы по вероисповеданию?
Неправосл.: а зачем вам название? Конкретный вопрос - отвечу. Называться можно хоть кем. Дело ведь не в названиях. Христос, его ученики не говорили о названии своей деноминации. 

Правосл.: конечно не говорили, так как внутри Церкви никогда не было деноминаций. И Вы сейчас своими словами намекнули, что во времена апостола были деноминации. Сможете показать в Писании примеры разных деноминаций внутри Церкви? Или всё-таки хватит мужества признать, что это всего лишь Ваши свободные вымыслы? 
Правосл.: в Писании не повествуется об учениках Христа, которые были бы сами по себе, непричастными ни к одной из общин, основанных апостолами. Ну Вы уже исповедывали, что мыслить надо свободно. А следуя Вашему свободномыслию и Церковь не нужна... 
Неправосл.: не было ортодоксии, то есть единственно верного вероучения. Было явное чувство близости Царства Божьего. А все деноминации в том числе и ваша - это попытки изобразить то чувство. 
Правосл.: снова словоблудие. Не уходите от вопроса. 
статьи Полемика